Дмитрий Лопухов
Автоматический кинематограф

  Термин "автоматический кинематограф" придумал в 1983-м году Майкл Эйзнер (Michael Eisner), президент кинокомпании "Paramount Pictures". Эйзнер дефинировал автоматический кинематограф, как "кинофильм, снятый преимущественно с использованием современного компьютерного оборудования". То есть применение специальной электронной техники для написания сценария, проведения предсъемочных работ и непосредственно съемки.
  Реализация проекта "АК" началась в 1984, сразу после того, как Барри Диллер оставил пост председателя совета директоров и покинул "Парамаунт". Едва только Эйзнер, протеже Диллера, занял руководящий пост, как сразу же приступил к работе над своим детищем.
  На разработку модуля генерации сценария ушло всего три месяца. Программное обеспечение предназначалось для работы под управлением двухпроцессорного суперкомпьютера Cray XMP-22. Оператору приложения требовалось указать несколько базовых параметров грядущего сценария, ввести целевую аудиторию картины и определить бюджетные ограничения. Отладка и доведение программного продукта до ума заняли еще несколько месяцев. Первые версии сценариев представляли собой бессмысленную кашу, набор бессвязных кусков из введенных в память программы сценариев старых картин. Однако вскоре приложение научилось делать вполне сносные коллажи, и уже через несколько месяцев стала стабильно выдавать по несколько высококачественных и потенциально успешных сценариев в день.
  Первым фильмом, снятым по сценарию АС (автоматического сценариста) стал блокбастер "Чужие" ("Aliens", 1986). "Paramount Pictures" вложила гигантскую сумму в реализацию проекта "АК" и не могла позволить себе рисковать дополнительными средствами. Компания вступила в сговор с одним из своих основных конкурентов - "20th Century Fox" и перепоручила им производство картины. Режиссировал фильм Джеймс Кэмерон (James Cameron), его же и указали в качестве автора сценария. Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы, отбив за один только первый уик-энд практически половину бюджета, и собрала ряд престижных премий. Тестовый прогон АС прошел удачно, и после этого производство фильмов по автоматическим сценариям было поставлено на поток.
  В конце 1986-го года на смену суперкомпьютеру Cray XMP-22 пришел четырехпроцессорный Cray XMP-48. Айтишники "Парамаунта" немедленно взяли техноновинку на вооружение и буквально за несколько недель реализовали второй модуль проекта "АК": АПР, автоматизатор предсъемочных работ. Приложение, работая с обширными базами данных, подбирало самые удачные съемочные локации, осуществляло рейтинговый кастинг (из базы данных актеров выбирала наиболее удачные типажи под написанные роли), определяло оптимальное время показа и так далее.
  Новинку традиционно обкатывали на Кэмероне. Фильм "Бездна" ("The Abyss"), снятый с использование сценария, написанного АС, и предсъемочными работами, определенными АПР, оправдал все ожидания. Объявленный бюджет картины составлял 70 миллионов долларов, тогда как на весь процесс, благодаря использованию АПР, было затрачено лишь 15 миллионов.
  К этому времени уже 30% всех голливудских картин снимались с использованием сценариев, написанных АС.
  В 90-м году появился восьмипроцессорный Cray Y-MP 8/8-64, первый суперкомпьютер, работающий под управлением Unix-ОС -- UNICOS. Мощности системы оказалось достаточно для реализации самого претенциозного модуля проекта -- АР, автоматического режиссера. С появлением АР необходимость в живом режиссере полностью отпала. Каждая камера, участвующая в съемочном процессе, комплектовалась специально приставкой; все приставки централизованно управлялись материнским модулем, поддерживающим непосредственную связь с суперкомпьютером. АР выбирал лучший ракурс, формировал сцену, определял мимику и жесты персонажей. АР замещал не только режиссера, но и оператора, ассистента, секонд-юнит режиссера и практически всех остальных участников съемочного процесса. Единственная более-менее ответственная роль оставалась у команды программистов, гримеров, декораторов, мастеров по спецэффектам и "извозчика" (работников, перевозивших штативы с камерами).
  Полностью комплекс "АК" апробировали на фильме "Терминатор 2" ("Terminator 2: Judgment Day"). С Кэмероном был подписан долгосрочный контракт, по условиям которого экс-режиссер согласился представить свои имя и фамилию для титров, участвовать в промоушне и пиар-компании, выступать на всех церемониях, представляясь режиссером и сценаристом картины. Про сумасшедший кассовый успех картины, думаю, рассказывать не имеет смысла.
  После 1991-го года еще сорок ведущих режиссеров подписали контракты с киноконсорциумом. Киностудии-титаны поделили сферы влияния и big-name режиссеров и бросили кинобизнес в пучину олигополии. Удивительно, но столь гигантскую махинацию вплоть до конца 2005-го года удавалось успешно скрывать. Практически все крупные кинорежиссеры были посажены на долгосрочные контракты, те, кто отказывался, подверглись давлению со стороны киноконсорциума и, в конце концов, были вынуждены подписать договора.
  В период с 89-го по 2005-ый год в прессе время от времени появлялись истории, в которых рассказывалась правда о проекте "АК", однако киномагнаты приложили все усилия для того, чтобы издания, разместившие подобные материалы, дали опровержение или получили ярлык "желтуха".
  ...С 1995-го года более 95% американской кинопродукции -- результат работы "АК". Провальные картины -- либо результат производственной политики (80% случаев), либо сбои в работе программного обеспечения (7%, но показатель ежегодно снижается). На начало 2004-го года в США не сталось ни одной независимой студии. Все подобные образования -- теневые отростки членов киноконсорциума, подобным образом успешно симулирующих бурную "мальковую" деятельность.
  Авторского кинематографа не существует. Практически все брэнды были скуплены консорциумом еще в середине 90-х. Локализованные версии пакетов "АК" активно распространяются в странах Западной Европы и Азии. За последние годы в России вышло несколько картин, созданных исключительно с помощью "АК", среди них блокбастеры "Сибирский Цирюльник", "Ночной Дозор" и "Девятая Рота". Одним из первых, кстати, договор с киноконцерном подписал режиссер Никита Михалков.
  Развитие высоких технологий позволяет предположить, что в ближайшие годы будет реализован модуль АА -- автоматические актеры.
  Специалисты предрекают, что через 5-7 лет, наконец, будет реализован самый полезный модуль -- АЗ, автоматический зритель. Некоторые эксперты считают, что в реализации данного модуля будет крайне полезен российский опыт, поскольку в РФ уже долгие годы успешно применяется прогрессивный модуль АИ (автоматический избиратель), и в ближайшее время будет запущен новый модуль -- АЖ (автоматический житель).
<<< на главную